Текущий год опять преподносит сюрпризы, связанные с изменениями законодательства по торгам и электронной подписи. Посетив несколько мероприятий, посвященных и той, и другой тематике голова пошла кругом от количества взглядов на проблематику экспертов и практиков, но очень сильное чувство жалости у меня к заказчикам и поставщикам, которым придется в этом разбираться. Особенно много споров в части использования электронной подписи в торгах, которые больше риторические.
Итак, постараюсь изложить мысль по порядку.
№ 63-ФЗ от 6 апреля 2011 г. "Об электронной подписи" гласит:
ст. 2 п.3 "квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (далее - квалифицированный сертификат) - сертификат ключа проверки электронной подписи, выданный аккредитованным удостоверяющим центром или доверенным лицом аккредитованного удостоверяющего центра либо федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере использования электронной подписи (далее - уполномоченный федеральный орган);"
ст. 2 п.8 "аккредитация удостоверяющего центра - признание уполномоченным федеральным органом соответствия удостоверяющего центра требованиям настоящего Федерального закона;"
Комментарий: Применительно к планируемым изменениям закона, планируется увеличить размер чистых активов до 10 млн. и страховую сумму до 50 млн. рублей, что не совсем логично стыкуется с дальнейшей необходимостью выпуска неквалифицированных ключей для систем общего пользования.
ст. 2 п. 13 "информационная система общего пользования - информационная система, участники электронного взаимодействия в которой составляют неопределенный круг лиц и в использовании которой этим лицам не может быть отказано."
№44 - ФЗ от 05.04.2013 "О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ ..." говорит, что: "ст. 4 п.4. Информация, содержащаяся в единой информационной системе (прим. - КС), является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются."
Идем дальше.
44 ФЗ (О КС) "Статья 5. Организация электронного документооборота в контрактной системе в сфере закупок
1. В рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными настоящим Федеральным законом, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
2. Ключи усиленной электронной подписи, а также сертификаты ключей проверки электронных подписей, предназначенные для использования в целях настоящего Федерального закона, должны быть созданы и выданы удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", или в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, удостоверяющими центрами, созданными в соответствии с нормами права иностранного государства."
Комментарий: Во-первых, в соответствие с "Соглашением" в рамках Таможенного Союза и ст. 5 п.2 44-ФЗ у удостоверяющих центров иностранного государства нет обязательства проходить аккредитацию на территории Российской Федерации и получать (подтверждать) статус аккредитованного УЦ в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти РФ. Но должно быть некое решение Единой Экономической Комиссии о присвоении статуса сертификатам электронной подписи, изданным УЦ страны-участницы Таможенного Союза на территории союзных государств. Вроде понятно написал. Во-вторых, согласно Ст. 5 п. 5 63-ФЗ "При использовании неквалифицированной электронной подписи сертификат ключа проверки электронной подписи может не создаваться, если соответствие электронной подписи признакам неквалифицированной электронной подписи, установленным настоящим Федеральным законом, может быть обеспечено без использования сертификата ключа проверки электронной подписи", что недопустимо в тексте закона 44-ФЗ.
п. 3. ст. 5 44-ФЗ: "Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, устанавливает порядок использования усиленных электронных подписей в единой информационной системе и на электронных площадках, порядок взаимодействия удостоверяющих центров с единой информационной системой и электронными площадками, ответственность таких удостоверяющих центров, а также совместно с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности устанавливает требования к сертификатам ключей проверки электронной подписи и ключам усиленной электронной подписи, используемым в единой информационной системе и на электронных площадках, в том числе с учетом обязательств, установленных международными договорами Российской Федерации." и Ст. 7. 63-ФЗ: "Признание электронных подписей, созданных в соответствии с нормами иностранного права и международными стандартами 1. Электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, в Российской Федерации признаются электронными подписями того вида, признакам которого они соответствуют на основании настоящего Федерального закона. 2. Электронная подпись и подписанный ею электронный документ не могут считаться не имеющими юридической силы только на том основании, что сертификат ключа проверки электронной подписи выдан в соответствии с нормами иностранного права." являются полным и достаточным основанием для участия в торгах нерезидентов, при условии наличия факта проверки электронной подписи нерезидента.
И последнее, на что я обратил внимание, в единой информационной системе и системе торговых площадок будут работать не только участники размещения заказа, но и сами заказчики получающие подпись в УЦ Федерального Казначейства, которые используют только ст.5 п. 4 пп. 2 63-ФЗ: "для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом", что является однозначным признаком квалифицированной подписи. Более того, это единственный возможный вариант, так как ст. 103. п.2 пп.9 44-ФЗ гласит, что "копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика;", а как мы прекрасно понимаем федеральный контракт не может быть подписан не сертифицированным ФСБ России СКЗИ.
На мой взгляд, ответ однозначный, но запутан в формулировках. Посмотрим, что в итоге скажет законодатель.
И вопрос, на который пока мне никто не ответил, закрепление в информационной системе использования неквалифицированной подписи будет ли достаточным основанием для отказа применения квалифицированной или нет? Если да, то это абсурд, если нет, то зачем городить непонятную типологию...
Комментариев нет:
Отправить комментарий