Поиск по этому блогу

среда, 31 августа 2011 г.

Торги по банкротству (полезная информация)

Ключ к банкротству

31.08

Анна АНАНЬЕВА. . Определен новый порядок проведения торгов . по продаже имущества должника-банкрота.

Сегодня в России в период активного развития it-технологий и становления новой системы государственного регулирования различных сфер деятельности приоритетным направлением в решении многих государственных задач становится законодательное закрепление, легализация интернет-решений. Для все большего числа граждан ресурсы Всемирной паутины ежедневно становятся не дополнительным, а основным источником получения информации. Естественной причиной тому служит высокая доступность для всех слоев населения. Очевидным следствием чего и стало последовательное принятие нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения государственных закупок, реализацию имущества должника-банкрота и т.д. Законодатель выводит нас на качественно новую ступень в развитии, принимая в декабре 2008 года Федеральный закон № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и устанавливая новый порядок реализации имущества должника – проведение торгов в электронной форме.



Этапы
В соответствии с пунктом 3 статьи 111 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) обязательной продаже на торгах, проводимых в электронной форме, подлежат: недвижимое имущество, ценные бумаги, имущественные права, заложенное имущество, предметы, имеющие историческую или художественную ценность, а также вещь, рыночная стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей.
Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2010 г. № 54 утверждены Порядок проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве; Требования к электронным площадкам и операторам электронных площадок при проведении открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве; Порядок подтверждения соответствия электронных площадок и операторов электронных площадок установленным Требованиям.
Этапы проведения торгов в электронной форме:
1. Получение электронной цифровой подписи (далее — ЭЦП) организатором торгов и участником торгов.
2. Регистрация на электронной торговой площадке.
3. Представление организатором торгов, оформление и размещение на электронной торговой площадке оператором площадки заявки на проведение открытых торгов.
4. Представление, регистрация заявок на участие в открытых торгах, подписание договора о задатке.
5. Определение участников открытых торгов (принятие решения о допуске или отказе в допуске заявителя к участию в торгах, подписание протокола об определении участников торгов).
6. Проведение открытых торгов (представление заявок с предложениями о цене, определение победителя торгов).
7. Подведение результатов проведения открытых торгов (формирование оператором торговой площадки протокола о результатах проведения торгов, утверждение этого протокола организатором торгов, размещение протокола на электронной площадке оператором площадки), признание торгов несостоявшимися.
8. Заключение договора купли-продажи с победителем торгов.

Выводы из практики
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2010 г. № 429-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что положения Закона о банкротстве не применяются к отношениям по продаже предприятия или части имущества должника на открытых торгах, если сообщение о продаже опубликовано до 01 октября 2011 года.
Пункт 1 вышеуказанной статьи устанавливает, что положения Закона о банкротстве в части проведения закрытых торгов не применяются до 01 октября 2011 года.
При этом Минэкономразвития в своем письме рекомендует при рассмотрении на собрании кредиторов вопросов, связанных с порядком проведения торгов, голосовать за проведение торгов в электронной форме, поскольку, по мнению министерства, проведение торгов в электронной форме не противоречит законодательству, так как законодатель переносит лишь срок возникновения обязанности по проведению торгов в электронной форме, не вводя запрет на такую форму торгов.
Сложившаяся ситуация допущена законодателем исключительно с целью предоставления всем участникам электронных торгов возможности для подготовки практической базы реализации всех требований закона, поскольку ни организаторы торгов, ни их участники на данный момент не обладают достаточным уровнем знаний в области электронных технологий. Практика реализации положений закона об электронных торгах на деле показала, что отсутствие опыта у участников торгов может привести к злоупотреблениям в данной области.
21 января 2011 года приказом Минэкономразвития России № 22 внесены изменения в Порядок проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 15.02.2011г. № 54. Сейчас приказ направлен на регистрацию в Минюст РФ.
В данном приказе:
— Уточнен порядок проведения открытых торгов в электронной форме по продаже имущества должников в процедурах банкротства.
— Изменения касаются внесения задатка и заключения договора о задатке, обязанностей и порядка взаимодействия организаторов, операторов и участников электронных торгов на их различных этапах.
— Устранены технические ошибки (опечатки) законодателя и уточнены технические особенности проведения торгов в электронной форме.
— Ряд функций (таких, как: рассмотрение предложений участников торгов, определение победителя открытых торгов) передан от оператора электронной площадки организатору торгов, на которого собственно закон и возлагает обязанность по проведению торгов.
— Исключено положение о том, что доступ к информации о торгах на различных этапах предоставляется только лицам, зарегистрированным на электронной площадке. Устранение данного ограничения весьма логично и, по-видимому, объясняется, в том числе необходимостью получения участником торгов ЭЦП для регистрации на электронной площадке. Для изготовления сертификата ключа ЭЦП заявитель обращается в Удостоверяющий центр с заявлением о выпуске сертификата ключа ЭЦП и предоставляет комплект документов, определенный для его правовой формы. Процесс оформления и получения ЭЦП занимает в среднем около недели. Стоимость услуг Удостоверяющего центра составляет 4-7тысяч рублей. Удостоверяющий центр выпускает сертификат ключа ЭЦП, предназначенный для определенной электронной площадки или группы площадок. Срок действия ключа – календарный год (то есть ЭЦП, полученные участниками торгов, например, 1 октября 2011 года, после вступления в силу положений закона об обязательности проведения торгов в электронной форме, будут действительны до 31 декабря 2011года, таким образом, процедура получения ЭЦП неоднократна. Более того, полученная ЭЦП для конкретной торговой площадки, может не подойти для другой). Логично предположить, что на рынке услуг появятся организации-агенты, которые станут посредниками между потенциальными покупателями и электронной торговой площадкой. Лица, не обладающие необходимыми техническими знаниями и навыками участия в электронных торгах либо не желающие тратить время на получение ЭЦП и регистрацию на торговой площадке, будут вынуждены обращаться с заключением агентского договора в такие организации.
— Четко регламентировано время проведения открытых торгов, а также основания отклонения предложений о цене имущества оператором электронной площадки. Предусмотрено только два случая, при которых оператор электронной площадки обязан отклонить предложение о цене. Поскольку список оснований является закрытым, это делает процедуру торгов более прозрачной, исключает возможность злоупотребления оператором электронной площадки несовершенством или недоработкой законодательства об электронных торгах.
Есть вопросы
Введение инновационных технологий в области реализации имущества должника приняты в рамках Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы, утвержденного Президентом России с целью повышения объективности и обеспечения прозрачности деятельности арбитражного управляющего в рамках процедуры банкротства.
Таким образом, законодатель имел своей целью не только увеличение доступности информации о проводимых торгах, расширение круга потенциальных участников процесса торгов, но и исключение возможности злоупотреблений и недобросовестности деятельности арбитражного управляющего при реализации имущества должника. Что в итоге должно привести к продаже имущества должника в адекватных условиях по реальным ценам, сформировавшимся на рынке данного вида продукта.
Когда мы говорим о доступности данного вида торгов, возникают некоторые вопросы, например: реализация имущества при банкротстве сельскохозяйственных предприятий, находящихся, допустим, в Омской области. Естественно, что в своей ежедневной работе доступ к ресурсам всемирной паутины есть у большинства омичей, чего однозначно нельзя сказать о сельских жителях и сельхозпредприятиях области, которые, зачастую, не только не обладают знаниями в области интренет-технологий, но и не владеют навыками пользователя компьютера, не говоря о технической оснащенности данных потенциальных участников процесса торгов. То есть при реализации сельхозтехники, оборудования, животноводческих комплексов, их покупателями, как правило, становятся соседние крестьянские (фермерские) хозяйства, которые и могут столкнуться с различными препятствиями. Например, оформление ЭЦП участниками торгов – физическими лицами осуществляется исключительно в Москве. Удостоверяющих центров, которые выдают ЭЦП физическим лицам, в Омске нет, есть соответствующие центры только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Необходимо сказать, что с 1 апреля 2011 года вся информация должна отражаться в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. Это единый банк данных, в котором в доступной форме размещается вся информация о проводимых торгах на всех его этапах. Сведения поступают от организатора торгов, оператора электронной площадки в режиме реального времени, что делает процесс доступа к информации о проводимых торгах максимально доступным и оперативным. Также данный реестр содержит сведения о саморегулируемых организациях и арбитражных управляющих, о проводимых процедурах банкротства, о дисквалифицированных лицах, о принятых судебных актах.

Анна АНАНЬЕВА,
ведущий специалист-эксперт
отдела по контролю и надзору
в сфере саморегулируемых организаций
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области

Комментариев нет:

Отправить комментарий