Поиск по этому блогу

среда, 27 апреля 2011 г.

Вот ведь, что можно откопать... (2010 многие комментарии утратили силу)


Торги экономят бюджетные средства

00:48 — 09.02.2010 Александр Трухин
Торги экономят бюджетные средства

Автор фото: Николай Бравилов








После «круглого стола» «Электронные торги» в редакцию «НП» стали поступать вопросы, касающиеся проведения госзакупок на электронных площадках. Ответить на эти вопросы мы попросили исполнительного директора ЗАО «Аналитический Центр Электронных Торговых Площадок» Алексея Сенченкова.

1. Допускаются ли посредники на электронные торги по госзакупкам продовольствия?
Регулирующий данную сферу ФЗ-94 не предусматривает для посреднических организаций ограничений, касающихся участия в электронных торгах по госзакупкам. Однако для представителей малого и среднего бизнеса, а также для российских товаропроизводителей предусмотрены преференции по отношению к иностранным компаниям. Как правило, они составляют до 15 проц. от цены контракта.
2. Какое предусмотрено наказание (и как это будет выглядеть на практике) при снижении цены лота ниже его себестоимости или отказа от выигранного лота?
Если рассматривать ныне действующую редакцию ФЗ-94, то при отказе от исполнения выигранного контракта поставщик включается в реестр недобросовестных поставщиков. Таким образом, в перспективе он теряет возможность участия в государственном заказе как таковом. Другими словами, при первичном отборе и допуске организаций к электронному аукциону данный претендент автоматически отсеивается, так как находится в «черном списке».
Если же принять во внимание последние изменения в ФЗ-94 (включение в закон главы 3.1), то в случае отказа от исполнения госконтракта или срыва аукциона поставщику-нарушителю будет выноситься предупреждение, и сумма обеспечительной заявки (до 50 проц. от стоимости контракта) будет перечисляться на счет заказчика. Организация, получившая в течение квартала три таких предупреждения, будет занесена в список недобросовестных поставщиков со всеми вышеуказанными последствиями.
Говоря о себестоимости лота, следует отметить, что этот вопрос целиком и полностью лежит на совести организации, которая принимает участие в электронных аукционах. Только она определяет свой минимальный ценовой порог. Скажем, если ей необходимо просто поддерживать производство и не важно, по какой цене сбывать продукцию, то товары могут быть проданы ниже их себестоимости.
В данном случае, к сожалению, приходится говорить и о периодическом использовании максимального снижения цены в корыстных и, зачастую, коррупционных схемах. Последние изменения в основополагающем законе и других нормативных актах России призваны исключить саму возможность демпинга. Но следует учитывать и несовершенство системы ценового планирования, при которой начальная цена государственного контракта закладывается намного выше, чем готов предложить рынок. Достигаемый процент экономии, скажем 40 проц., зачастую воспринимается участниками, как «падение победителя ниже себестоимости».
3. Почему для того, чтобы быть в курсе всех проводимых торгов, поставщики должны узнавать информацию через посредников, а не свободно (без дополнительной оплаты за информацию)?
При переходе процедур государственного заказа в Интернет возникла вполне закономерная проблема перенасыщения информационными ресурсами, которые дублировали извещения о проведении конкурсов или аукционов с официальных сайтов регионов и муниципалитетов России в связи с повышенным спросом на данный вид информации. По мере роста «популярности» участия в государственном заказе, а также появления все новых сайтов-поисковиков процесс практически перестал быть контролируемым. Даже большим компаниям, имеющим тендерные отделы и разветвленную филиальную сеть, было проще воспользоваться поисковой системой, чем находить интересующие их конкурсы самостоятельно, не говоря уже о малом бизнесе.
В принципе, никто не забирает у организаций возможность самостоятельного и бесплатного получения информации с официальных ресурсов, но вследствие несовершенства функционала использования фильтра некоторых сайтов, информационного шума и ограниченности во времени для принятия решения об участии в том или ином конкурсе эффективность самостоятельного поиска оставит желать лучшего.
Следует особо отметить, что использование информационных систем подразумевает не только получение информации в чистом виде, но и основанных на ней аналитических продуктов. К примеру, в АИС Seldon можно узнать среднюю цену предлагаемого товара или услуги, а также кто, когда и что покупал на торгах. Если проводить аналогию с фондовым рынком, который на 100 проц. представлен в электронном виде, то там доступ к информации свободен. Тем не менее все докупают различные дополнительные программные обеспечения непосредственно для анализа.
4. Почему в электронных торгах при определении победителя не предусмотрены в качестве главных критериев качество и экологическая безопасность продуктов питания?
Дело в том, что в связи с действующими нормами Роспотребнадзора все продукты питания, закупаемые для нужд системы здравоохранения, образования и т.п., проходят обязательную проверку перед непосредственной поставкой заказчику. В иных случаях заказчик вправе привлечь независимых экспертов для определения качества поставляемой продукции. Однако данная услуга оказывается платной, что напрямую отражается на цене контракта.
5. Проведен ли анализ влияния электронных торгов на промышленность и экономику России в целом? И куда идут сэкономленные бюджетные деньги? Ведь промышленные предприятия на снижении цены теряют прибыль, происходит снижение налоговых отчислений или же они уходят в работу по «серым» схемам.
Если говорить об электронных торгах, то за последние три года процент экономии бюджетных средств составляет в среднем 20 проц. Эти средства возвращаются в бюджет и далее перераспределяются по другим расходным статьям. Например, больница закупает халаты или марлевые повязки. На эти цели ее бюджет предусматривает 100 тыс. рублей. В ходе электронных торгов закупается необходимое количество товара за 80 тыс. рублей, а 20 тыс. рублей возвращается на баланс учреждения и могут быть потрачены на другие нужды.
К слову, промышленные предприятия при снижении цены прибыль не теряют, потому что, как правило, цена по госконтракту на электронном аукционе является не розничной, а приближается к средне-оптовой или оптовой. Иногда это составляет как раз 20 проц. наценки производителя при выпуске продукта на рынок.
Что касается ухода в работу по «серым» схемам, то 2009 год показал, что госзаказ - наиболее стабильный способ сбыта. К примеру, когда в условиях кризиса коммерческий рынок просел, государство продолжало расходовать бюджетные средства на приобретение необходимых товаров и услуг, гарантируя поставщику полную и своевременную оплату. Это привело к значительному повороту коммерческого сектора в сторону госзаказа. Поэтому сегодня о нем можно говорить как об отдельном рынке со своими субъектами, нормативной базой и участниками.

Комментариев нет:

Отправить комментарий